Ликвидация юридического лица: виды, порядок, основания и последствия
Юридическое лицо – это компания, деятельность которой официально подтверждена в регистрационных органах. Его отличительной особенностью должно быть владение обособленным имуществом, за которое оно несет ответственность. В связи с различными проблемами (например, убыточность бизнеса) может быть принято решение прекратить деятельность компании. Для этого законодательство РФ подробно разработало специальную процедуру – ликвидация юридического лица. Данный процесс разделяется на несколько видов, каждый из которых отличается между собой основанием и порядком прекращения деятельности.
Содержание
Что такое процедура ликвидации юрлица?
Прекращение деятельности юридического лица – это лишение его всех прав и обязанностей в результате ликвидации. Отличительной особенностью процесса является то, что права и обязанности не могут переходить к другим участникам компании, которая ликвидируется. Тем не менее, законодательство оставляет возможность сингулярного наследования. Например, после прекращения деятельности юридического лица его права могут переходить к кредиторам в качестве погашения задолженности. Более того, в случае наличия нескольких участников ООО, после удовлетворения требований заимодателей в полном объеме, они могут получить так называемое остаточное имущество ликвидируемого юридического лица.
Порядок прекращения деятельности юридического лица – достаточно сложный процесс по сравнению с той же регистрацией ООО, поэтому эта процедура не обходится без разработки четкого плана действий, основанием для которых служит законодательство РФ. Цель разработки алгоритма заключается в минимизации всех возможных рисков и последствий после ликвидации юридического лица. Многие владельцы компаний не осведомлены обо всех тонкостях процедуры, поэтому перед ее началом следует ознакомиться с видами и этапами прекращения деятельности организаций.
Разновидности процедуры прекращения деятельности ЮЛ
Для запуска процедуры ликвидации юридического лица может быть несколько оснований. Условно ее принято делить в зависимости от оснований на добровольную и принудительную. Стоит отметить, что виды ликвидации юридического лица отличаются конкретным перечнем оснований и субъектов, которые могут подать соответствующий иск, поэтому особенности двух видов прекращения деятельности компании будут подробно рассмотрены по отдельности ниже.
Самостоятельная инициация завершения деятельности компании
Как уже упоминалось выше, целью ликвидации юридического лица является его полное лишение прав и обязанностей. Поднять вопрос о самостоятельной инициации завершения деятельности организации можно на таких основаниях:
- временной период, на который была создана компания, подошел к концу;
- цель, для которой формировалось общество, была выполнена в полной мере;
- признание функционирования компании, общества или организации неправомерным в связи с допущенными ошибками или намеренным нарушением закона во время их регистрации.
Добровольная инициация процедуры осуществляется без вмешательства в процесс третьих лиц. То есть ликвидация предприятия происходит без вынесения судебного решения, а по взаимному соглашению между создателями и кредитными организациями.
В зависимости от порядка формирования уставного капитала, различаются и основания для принятия такого решения. Так, для:
- Акционерного общества вопрос целесообразности ликвидации ЮЛ выносится на общее собрание директоров. Все участники совета должны проголосовать за или против завершения работы компании. Ликвидация ЮЛ считается обоснованной, если за это проголосовали минимум 75% членов созыва. После принятия решения о ликвидации акционерное собрание назначает ликвидационную комиссию.
- Общества с ограниченной ответственностью также созывается совет, состоящий из его учредителей. Тем не менее, для получения разрешения на прекращение функционирования ЮЛ процентное соотношение проголосовавших «за» должно равняться 100%.
После принятия решения на общем собрании необходимо официально оформить протокол, соблюдая все требования действующего законодательства РФ.
Роль ликвидатора
Ликвидационная комиссия – это группа заинтересованных лиц, на которую возлагается полное ведение дел, связанных с упразднением предприятия. Зачастую комиссия состоит из соучредителей организации, директора, бухгалтера. Тем не менее, бывают случаи, когда в состав входит лишь одно доверенное лицо. Если среди учредителей компании есть муниципальное образование, субъект Российской Федерации или сама РФ, тогда в состав комиссии должны входить представители данных органов.
После определения участников ликвидационной комиссии нужно оформить соответствующий приказ, в котором отображаются:
- название, присвоенное формированию, его фактический адрес нахождения, а также сведения об официальной регистрации в соответствующих инстанциях;
- номер протокола и дата образования специальной комиссии;
- все основания, на базе которых вынесено решение о ликвидации юридического лица;
- личные паспортные данные лиц, которые стали участниками комиссии.
Документ заверяется подписью должностного лица, которое вынесло приказ.
Главная роль ликвидатора заключается в том, чтобы защитить свои интересы и интересы других соучредителей компании перед кредиторами. С момента назначения состава комиссии она наделяется всеми правами и обязанностями по управлению компанией. На ее же плечи возлагается ответственность за представление интересов ЮЛ в суде.
Завершение функционирования организации в принудительном порядке
Если в случае с добровольным завершением деятельности инициатором прекращения функционирования компании могут выступать ее участники или же единственный владелец, то процесс принудительной ликвидации начинают третьи лица. К ним могут относиться уполномоченные государственные органы, которые заметили грубые нарушения в работе предприятия. Законодательство РФ предусматривает следующие принудительные основания и порядок ликвидации юридического лица:
- Регистрация компании в ЕГРЮЛ происходила в разрез с установленным законодательством порядком или были допущены ошибки, которые нельзя исправить.
- Отсутствие лицензии на легальное ведение деятельности.
- Отсутствие свидетельства или членства, которое подтверждает правовое основание функционирования предприятия. Допуск выдается саморегулируемой организацией.
- Грубое и неоднократное нарушение законов, которые прописаны в ГК РФ.
Если юридическим лицом выступает общественная организация, благотворительный фонд или религиозные объединения, то основанием для прекращения их деятельности являются действия, противоречащие целям их создания.
Стоит отметить, что при принудительной процедуре ликвидации юридического лица состав комиссии определяется судом.
Административная ликвидация юридического лица
Не секрет, что процедура упразднения организаций – достаточно сложный и долгий процесс. Именно поэтому в Российской Федерации появляется много брошенных компаний, которые на протяжении долгого времени не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали прибыль. В связи с этим появилась необходимость в создании еще одной разновидности завершения деятельности компании – административная ликвидация ЮЛ. Ее основной целью является очищение Единого государственного реестра юридических лиц от фирм-пустышек.
После принятия Федерального закона № 83 от 2 июля 2005 года данный вид прекращения деятельности компании получил следующие основания:
- Компания будет ликвидирована, если она не предоставляла никакой отчетности о ведении хозяйства на протяжении 1 года.
- Автоматической выписки из ЕГРЮЛ подлежат организации, за которыми числится отсутствие финансовых операций по всем банковским счетам в течение 1 года.
Только при соблюдении этих двух оснований регистрационные инстанции могут принять решение об административной ликвидации юридического лица и, как следствие, исключении его из ЕГРЮЛ. Для административной ликвидации ЮР характерны те же последствия, что и для добровольного или принудительного вида.
Если ЮЛ попадает под выше упомянутые основания, то орган, который инициировал выписку ЮЛ из реестра, публикует принятое решение об административном исключении в «Вестнике государственной регистрации». В статье, помимо оснований для упразднения формирования, должны быть указаны порядок и сроки, в течение которых кредиторы могут заявить свои права.
Обычно для предъявления претензий кредиторам предоставляются три месяца. Если в трехмесячный период не объявился ни один из кредиторов, то компания подлежит автоматической административной ликвидации юридических лиц. Если же кредиторы вовремя сообщают о своих претензиях и предоставляют доказательства о том, что за предприятием числятся долговые обязательства, то компания не подлежит административному упразднению и может быть исключена из реестра только на основании добровольного или принудительного прекращения деятельности.
Тем не менее, процедура административной ликвидации имеет ряд недоработок. Связаны они с тем, что цель данного вида прекращения деятельности – это именно очищение реестра от ненужного балласта. При этом регистрационные органы не всегда оповещают соучредителей компании о предстоящей процедуре исключения из ЕГРЮЛ, поэтому ответственность за привлечение ЮЛ к выплате по долговым обязательствам также лежит на кредиторах. Они должны самостоятельно заниматься мониторингом статуса заемщика в ЕГРЮЛ.
Более того, процедура прекращения деятельности в административном порядке может быть использована недобросовестными участниками предприятия в своих целях. Так, должники в попытках уберечь свое имущество от взыскания выводят все средства со счетов, прекращают вести хозяйство и ждут, когда налоговые органы самостоятельно начнут процедуру административной ликвидации юридических лиц. Это приводит к необоснованному исключению из ЕГРЮЛ и нарушению прав соучредителей компании и кредиторов.
Кто будет платить по долгам после административной ликвидации
Стоит отметить, что все же законодательство оставляет возможность кредиторам, чьи права были нарушены в ходе административной выписки из ЕГРЮЛ, вернуть долг. Для этого им необходимо доказать, что ликвидаторы знали о наличии долгов, которые числились за ЮЛ, тем не менее, намеренно исказили конечные данные о ликвидационном балансе с целью скорейшего завершения процедуры. В связи с этим административная ликвидация юридического лица является основательной только по отношению к компаниям, за которыми не числятся долговые обязательства перед кредиторами.
Если же все-таки со стороны ликвидаторов были совершены правовые нарушения, кредиторы могут привлечь главу и соучредителей организации к субсидиарной ответственности. Кроме этого, долговые обязательства могут быть переложены на лица, которые были в составе ликвидационной комиссии, или уполномоченных органов. Начать судебное разбирательство можно только в том случае, если кредиторы смогут доказать, что со стороны ЮЛ был нанесен намеренный вред их материальному благосостоянию. Среди таких оснований могут быть:
- заключение сотрудничества ликвидируемого предприятия с компаниями, которые имеют ненадежную репутацию;
- реализация изготавливаемой продукции ниже средней рыночной стоимости;
- взятие кредитов у финансовых организаций при существующей задолженности;
- опустошение счетов компании перед началом процедуры прекращения деятельности.
Исковое заявление можно подавать против как директора предприятия, так и нескольких участников организации.
Процедура привлечения участников предприятия, которое было ликвидировано в административном порядке, – достаточно долгий процесс. Он требует получения сведений о внутреннем финансовом положении компании. Естественно, добровольно ЮЛ не согласится на то, чтобы поделиться такими данными со своими кредиторами. В этом случае контрагент может запросить Федеральную налоговую службу о предоставлении копии отчетов ЮЛ. Также у него есть все основания для инициации судебно-бухгалтерской экспертизы. Таким образом, у кредиторов есть полное право на то, чтобы учредители предприятия, прекращение деятельности которой осуществлялось согласно административной ликвидации, отвечали по накопившимся долгам.
Прежде чем подавать иск о привлечении к субсидиарной ответственности, необходимо определиться, в какой суд следует подавать иск. Здесь все зависит от того, кто будет привлекаться к ответственности. Если после прекращения деятельности предприятия в административном порядке ее учредители или директор являются физическим лицом, то иск подается в районный суд. Если же ответчиком выступает юрлицо, иск направляется в арбитражный суд. В случае удовлетворения требований истца (кредиторов) судом процедура привлечения к субсидиарной ответственности продолжается в службе судебных приставов. Именно ее сотрудники занимаются разработкой способов возвращения финансовых средств кредиторам.
Стадии завершения деятельности компании
Процедура ликвидации юридического лица или одного из учредителей компании включает несколько этапов:
- Непосредственное принятие единогласного решения совета учредителей или уполномоченных органов о прекращении деятельности юридического лица. Данное решение должно быть запротоколировано. Если среди участников компании числится всего один человек, то решение принимается единолично, также должен быть оформлен официальный протокол.
- В зависимости от вида ликвидации юридического лица, участники организации или уполномоченные органы, которые принимали решение о порядке прекращения деятельности, должны уведомить о нем регистрационные органы. Заявление подается в течение трех дней в письменной форме в регистрирующий орган по месту регистрации организации. Документ в обязательном порядке должен отражать основания для начала процедуры ликвидации юридического лица. Со своей стороны орган регистрации вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидационном процессе.
- На данном этапе регистрирующий орган утверждает состав ликвидационной комиссии, рассматривает соответствие оснований для прекращения деятельности согласно ГК. После этого он определяет порядок и сроки ликвидации юридического лица.
- В соответствии со ст. 50 ГК в печатных изданиях, которые принадлежат центральному органу юстиции («Юридическая газета» или «За?»), налогоплательщик опубликовывает статью о начале процедуры ликвидации юридического лица. Также она должна включать сведения о порядке и сроке принятия претензий от кредиторов. Отметим, что он не может составлять менее 60 дней с момента выхода публикации. В статье должны быть указаны название главного участника процедуры ликвидации юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование соответствующего органа. Также необходимо внести личный идентификационный номер налогоплательщика, который закреплен за ЮР, и его номер в Едином государственном реестре юридических лиц. Ликвидационная комиссия должна оставить кредиторам свои контактные данные для связи.
- Далее происходят переоформления всех банковских счетов на имя уполномоченных лиц. Это считается основанием для распоряжения всеми финансовыми средствами ликвидируемого ЮЛ.
- После того, как срок предъявления претензий со стороны кредиторов истек, начинается полная инвентаризация имущества юридического лица, которое находится в процессе прекращения деятельности. На основании активов и пассивов ЮЛ формируется промежуточный ликвидационный баланс. Также комиссия должна определить список кредиторов ликвидируемого юридического лица и сумму общей задолженности. После составления промежуточного баланса его отправляют на рассмотрение учредителям организации. Если он получает одобрение на общем совете, то данный факт также должен быть запротоколирован. После этого протокол направляется в налоговые органы.
- После формирования ликвидационного баланса уполномоченные лица передают в налоговые органы отчет о проведении инвентаризации имущества, бланк о факте постановки налогоплательщика на регистрационный учет, а также заявление о снятии с налогового учета. Более того, налоговая инспекция может потребовать документ, подтверждающий факт печати статьи в соответствующих изданиях.
- Налоговые органы приступают к проверке всех предоставленных бланков, отчетов и документов. Назначение этой процедуры должно быть не позже 20 дней после передачи требуемых бумаг.
- Если в составе организации присутствуют другие юридические лица, происходят их выход, а также увольнение работников предприятия в соответствии с трудовым кодексом РФ. Обратите внимание, что прежде чем увольнять сотрудников, они должны быть оповещены о предстоящей процедуре ликвидации минимум за два месяца. Более того, службы занятости не меньше, чем за два месяца до окончания процедуры также должны быть осведомлены о массовом увольнении по соответствующим причинам. ЮЛ обязано предоставить Центру занятости по месту регистрации организации все сведения об освобождаемых гражданах. В документе отражаются профессия, уровень квалификации и размер ежемесячной заработной платы каждого сотрудника. Согласно порядку трудового кодекса РФ, организация, которая находится в стадии прекращения деятельности, должна оплачивать труд наемных лиц вплоть до полного упразднения предприятия. Более того, трудовой закон защищает права сотрудников и на период их трудоустройства. Им будет выплачиваться их стандартная ЗП в течение 2-3 месяцев после увольнения. Что касается женщин, которые на момент прекращения деятельности компании находятся в декретном отпуске, то они не имеют права претендовать на сохранение за ними рабочего места. Они будут уволены в общем порядке.
- После того, как кредиторы предъявили свои претензии к должнику, формируется промежуточный ликвидационный баланс. Он должен состоять из переписи всего имущества, списка кредиторов и суммы задолженности, а также результата рассмотрения их требований. Ликвидационный баланс формируется участниками юридического лица или органом, который инициировал принудительную ликвидацию. Бывают случаи, когда ликвидационного баланса недостаточно для полного погашения всех долгов перед кредиторами. Тогда основанием для ликвидации юрлица будет служить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
- Как только утверждается ликвидационный баланс, начинается расчет с кредиторами в порядке их очередности.
- После погашения всех долгов перед кредиторами или налоговыми органами ликвидируемое юридическое лицо предъявляет в ФНС конечный ликвидационный баланс, справку о закрытии всех счетов в банковских учреждениях и чек об оплате госпошлины.
- Основанием для завершения процедуры прекращения деятельности ЮЛ считается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Законом предусмотрены основания для отказа в регистрации прекращения деятельности. Налоговая не будет фиксировать факт ликвидации ЮЛ, если заявление будет подано менее чем в 2-х месячный срок, на протяжении которого кредиторы имеют право заявить о долговых обязательствах ЮЛ. Также факт прекращения деятельности не может быть оформлен до полного погашения всех задолженностей.
Порядок регистрации ликвидации ЮЛ осуществляется по месту его оформления не позднее пяти рабочих дней.
Удовлетворение требований заимодателей
Цель ликвидации юридического лица – это не только процедура прекращения деятельности ЮЛ, но и лишение его всех прав и обязанностей. Также к основным целям процедуры относится погашение задолженностей перед кредиторами. После того, как ФНС проверит все документы, ликвидационная комиссия должна незамедлительно начать выплату долгов ЮЛ. Она происходит в порядке очередности. Основанием для определения порядка удовлетворения требований кредиторов служит Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, ГК РФ устанавливает:
- Сначала должны быть удовлетворены долговые обязательства лиц, перед которыми ЮЛ несет финансовую ответственность за причинение вреда их здоровью.
- Далее производятся выплаты лицам, с которыми у ЮЛ заключены трудовые отношения. Порядок ГК определяет, что к таким относятся трудовые пособия, заработная плата и вознаграждение по авторскому соглашению.
- К третьей очереди относятся кредиторы, перед которыми ЮЛ имеет долговые обязательства в связи с тем, что ликвидируемое имущество является залоговым.
- Далее имеют основания требовать погашение долгов бюджетные и небюджетные организации.
- В последнюю очередь претендовать на выплату долгов могут остальные кредиторы.
Порядок очереди соблюдается в независимости от того, достаточно ли у ЮЛ средств для погашения долговых обязательств в полном объеме. Если ликвидационного баланса недостаточно, тогда законодательство РФ определяет это как основание для реализации имущества юридического лица. Так, на публичных торгах сначала происходит продажа имущества, которое не задействовано в производстве. Например, ценные бумаги, автомобили и т.д. Если вырученных финансовых средств не хватит, тогда на торги выдвигаются готовая продукция предприятия, сырье или материалы, которые используются в производстве.
Иногда после прекращения деятельности организации у ЮЛ может быть выявлено имущество, которое не было включено в ликвидационный баланс. Согласно ст.64 ГК РФ, заинтересованное лицо, чьи долговые обязательства не были удовлетворены на момент процедуры прекращения деятельности организации, может обратиться в суд с прошением о реализации имущества и распределении вырученных средств между теми, кто имеет на это правовое основание. Подать такое заявление можно в течение пяти лет после выписки ЮЛ из Единого государственного реестра юрлиц. После подачи иска от заинтересованных лиц, чьи претензии не были удовлетворены, суд назначает арбитражного управляющего. В его обязанности будет входить равномерное распределение вырученных финансовых средств между кредиторами.
Заключение
Государственная регистрация в связи с прекращением деятельности ЮЛ – сложный процесс, который может занимать приблизительно от 6 до 24 месяцев. В частности, срок ликвидации зависит от правильного подхода к процедуре. Так, ошибки в оформлении того или иного документа на определенном этапе приводят к затягиванию процесса, поэтому юридическим лицам стоит обращаться за помощью к профессионалам. Квалифицированные юристы нашей компании помогут избежать ошибок, которые приводят к увеличению периода ликвидации, и, как следствие, начислению штрафных санкций за нарушение сроков, установленных законодательством.